…й промышленности.
                           Волго-Уральская база .
Вторая по значению нефтяная  база  -  Волго-Уральская.  Она  расположена  в
восточной части Европейской территории  Российской  Федерации,  в  пределах
республик   Татарстан,   Башкортостан,   Удмуртия,   а   также    Пермской,
Оренбургской,  Куйбышевской,   Саратовской,   Волгоградской   Кировской   и
Ульяновской областей. Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до  3000
м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что  несколько
снижает затраты на бурение. Волго-Уральский  район  дает  24%   нефтедобычи
страны.
Подавляющую часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают  Татария,
Башкирия Куйбышевская область.  Значительная  часть  нефти,  добываемая  на
промыслах   Волго-Уральской   нефтегазоносной   области,    поступает    по
нефтепроводам  на  местные  нефтеперерабатывающие   заводы,   расположенные
главным образом в  Башкирии  и  Куйбышевской  области,  а  также  в  других
областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской).
Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием  свойств  и  состав
вследствие многопластовой структуры месторождений.  Но  в  целом  она  хуже
нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина  и
серы,  которая  приводит  к  повышенной  амортизации   оборудования.   Если
коснуться особенностей в качестве, то следует выделить республику Коми, где
ведется добыча тяжелой нефти шахтным способом, а  также  нефть  Дагесстана,
Чечни и Ингушетии с крупным содержанием смол,  но  незначительным  серы.  В
ставропольской нефти много легких фракций, чем она ценна, хорошая  нефть  и
на Дальнем Востоке.
Итак, почти каждое месторождение, а тем  более  каждый  из  нефтегазоносных
районов отличаются своими особенностями  в  составе  нефти,  поэтому  вести
переработку, используя какую-либо “стандартную” технологию нецелесообразно.
Нужно  учитывать   уникальную   структуру   для   достижения   максимальной
эффективности переработки, по этой причине приходиться сооружать заводы под
конкретные нефтегазоносные области.  Существует  тесная  взаимосвязь  между
нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью. Однако развал  Советского
Союза обусловил появление новой проблемы  -  разрыв  внешних  хозяйственных
связей  нефтяной  промышленности.  Россия  оказалась  в  крайне  невыгодном
положении, т.к.  вынуждена  экспортировать  сырую  нефть  ввиду  дисбаланса
нефтяной  и  нефтеперерабатывающей   промышленности   (максимальный   объем
переработки - 240 млн. тонн в год), в то время  как  цены  на  сырую  нефть
гораздо ниже, чем на нефтепродукты. Кроме  того,  низкая  приспособляемость
российских заводов, при переходе на нефть,  ранее  транспортировавшуюся  на
заводы республик, вызывает  некачественную  переработку  и  большие  потери
продукта.
                           Тимано-Печерская база.
Третья нефтяная база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми,
Ненецкого  автономного  округа  Архангельской   области   и   частично   на
прилегающих  территориях,  граничит  с  северной  частью   Волго-Уральского
нефтегазоносного района.  Вместе  с  остальными  Тимано-Печерская  нефтяная
область дает лишь 6%  нефти  в  Российской  Федерации  (Западная  Сибирь  и
Уралоповолжье - 94%). Добыча  нефти  ведется  на  месторождениях  Усинское,
Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие.  Тимано
- Печорский район,  как  Волгоградская  и  Саратовская  области,  считается
достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается,  а  в
Ненецком автономном округе  уже  разведаны  запасы  углеводородного  сырья,
соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра
арктической тундры хранят 2,5  миллиарда  тонн  нефти.  Сегодня   различные
компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд.  долларов
с целью извлечь 730 млн. тонн нефти,  что  составляет  два  годовых  объема
добычи Российской Федерации. Ведутся совместные  разработки  месторождений.
Например, СП “Полярное сияние” с участием американской  компании  “Конако”,
которое разрабатывает Ардалинское месторождение с запасами нефти  более  16
миллионов тонн. В проект инвестировано 375 миллионов долларов,  из  которых
80 миллионов получили 160 российских компаний - поставщиков и  подрядчиков.
71 процент всех доходов “Полярного сияния” остается в  России,  что  делает
контракт выгодным не только для иностранцев, но  и  для  жителей  Ненецкого
автономного округа, получивших дополнительные  рабочие  места,  и  в  целом
всей Российской Федерации.
Теперь, обобщив сказанное в  данной  главе,  выделим  главную  особенность,
проблему размещения нефтедобывающей промышленности России. Частично она уже
была рассмотрена - это  сверхвысокая  концентрация  нефтедобычи  в  ведущей
нефтяной базе.  Она  имеет  как  раз  преимущество  для  организации  самой
структуры  промышленности,  так  создает  целый  комплекс  проблем,   среди
которых, например, сложная экологическая  обстановка  в  регионе.  Особенно
выделяется из них проблема дальней и сверхдальней транспортировки  нефти  и
попутного газа, обусловленная объективной необходимостью в перевозке  сырья
от главного поставщика, восточных районов Российской Федерации, к  главному
потребителю - западной ее части.
                       Характеристики и преимущества.
Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому  нефтеперерабатывающие
заводы - основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны,
т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем  продукты  ее  переработки,
которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом  она  из
мест  добычи  в  места  потребления  перевозилась  по  железным  дорогам  в
цистернах.  В  настоящее  время  большая  часть  нефти  перекачивается   по
нефтепроводам и их  доля  в  транспортировке  продолжает  расти.  В  состав
нефтепроводов  входят  трубопроводы,  насосные  станции  и  нефтехранилища.
Производительность  в  год  -  90  млн.  тонн  нефти.  По  эффективности  с
нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами.  Кроме
того, они менее опасны в пожарном отношении  и  резко  снижают  потери  при
транспортировке (доставке).
Стоимость строительства магистрального нефтепровода
обычно окупается за 2-3 года.
                Развитие и размещение основных нефтепроводов.
Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в  Баку  от  промыслов  до
нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 -  1907  году  был  построен  самый
большой в то время в мире по протяженности магистральный трубопровод Баку -
Батуми  диаметром  200   мм   и   длиной   835   км,   который   продолжает
эксплуатироваться и по сей день. . К 1941 году  в  эксплуатации  находилось
4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов  с
сумарной годовой Общая протяженность  магистральных  нефтепроводов  к  1956
году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А  в
1992  году  в  СНГ  -  275   тысяч  км.  Сеть  магистральных  нефтепроводов
развивалась в трех основных направлениях:  урало-сибирское  (Альметьевск  -
Уфа - Омск  -  Новосибирск  -  Иркутск)  длиной  8527  км;  северо-западное
(Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с  ответвлениями  на  Рязань  и
Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева  и
далее  нефтепроводом  “Дружба”  с  ответвлением  на  Полоцк  и   Вентспилс)
протяженностью более 3500 км. Таким  образом,  наибольшей  длиной  обладали
нефтепроводы  урало-сибирского  направления,   т.к.   связывали   основного
добытчика (Сибирь) с главным потребителем  (западными  районами  Российской
Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время.
С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в  Тюменской
области  сооружены  слудующие  нефтепроводы:  Узень  -  Гурьев  -  Куйбышев
диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень,  Александровское  -
Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык -
Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220  мм  и  протяженностью  1844  км,
второй нефтепровод “Дружба”. Общая протяженность  нефтепроводов  в  СССР  в
1973 году составила 42,9 тысяч км, а к 1987 году уже превысила 82 тыс.
км. производительностью 7,9 млн. тонн. Развитие нефтепроводного  транспорта
определяется общим состоянием дел в  нефтяной  промышленности,  т.к.  между
ними существует неразрывная связь. В  прошлом  формирование  нефтяной  базы
между Волгой и Уралом,  намного  улучшив  снабжение  нефтью  центральных  и
восточных районов страны, обусловило появление целой системы  магистральных
нефтепроводов:
1)    на запад - нефтепровод “Дружба” от Альметьевска через Куйбышев -
  Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Венгрию и Чехословакию с
  ответвлением в Белоруссию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза - Брянск
  (нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением
  Горький - Ярославль - Кириши;
2)    на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
3)    на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск;
  Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты).
Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило  ориентацию  основных
потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное
направление.
Важнейшие функции дальнейшего  развития  сети  магистральных  нефтепроводов
перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:
1)    на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -
  Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут -
  Новополоцк;
2)    на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар -
  Чимкент;
3)    на восток - Александровское - Анжеро - Судженск.
                               Экспорт нефти .
Для транспортировки нефти на запад используются, кроме  того,  трубопроводы
Волго - Уральского района восточного направления.
Из трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск;  Мангышлак  -  Самара;  Ухта  -
Ярославль (Тимано - Печерская нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск-
на-Амуре (Сахалин).
За границу нефть экспортируется также при помощи  трубопроводов  (например,
“Дружба”). Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т,  нефтепродуктов
- 35 млн. тонн. Средняя цена нефти на мировом рынке  -  приблизительно  107
долларов за тонну, а мазута -  86  долларов.  Треть  экспорта  сырой  нефти
приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан вместе  более
90%).
Остальная часть нефти направляется в дальнее  зарубежье,  т.е.  в  Западную
Европу, где Германия, Италия, Великобритания и  Ирландия  вкупе  потребляют
60% этого объема. Сегодня экспорт за границу  в  основном  выгоден,  однако
есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны  ближнего
зарубежья.
В самой же России в  будущем  предусмотрено  создание  региональных  систем
магистральных нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако
сейчас трубопроводный транспорт периживает тяжелые времена в связи с  общим
спадом в нефтяной промышленности.
                           И ещё раз о проблемах .
Проблемы  сотрудничества, добычи, транспортировки и еще ряд  других  проблем
уже  рассматривался.  Но  я  считаю  необходимым   добавить   к   сказанному
следующее.
Проблема  обеспечения  отечественной  нефтяной  отрасли   машиностроительной
продукцией существует. И она требует к себе специального внимания.
Особенно беспокоит чрезвычайная зависимость  от  импорта  машиностроительной
продукции .В итоге  отвлекаются  большие  средства,  выручаемые  от  продажи
нефти,  требуется  большая  работа  по  организации  закупок  и   реализации
оборудования .
Особый аспект анализируемой проблемы - поставки из Азербайджана. Ещё в  1990
г.  Начавшееся  там   известное   вооружённое   противостояние   привело   к
прекращению завоза  оборудования  на  российские  нефтепромыслы,  что  стало
причиной резкого сокращения добычи нефти.  Если  учесть  ,  что  Азербайджан
стал для нас вскоре заграницей, то технологическая  зависимость  России  ещё
более возросла.
Проблемой импортозамещения  в  своё  время  серьёзно  занялось  Минестерство
топлива и энергетики. Был даже издан приказ  о  разработке  соответствующими
подразделениями спец.программы ,  которая  бы  включала  в  себя  конкретную
номенклатуру изделий , подлежащих изготовлению на заводах России.
В области материально-технического обеспечения задача  замещения  зарубежной
продукции на отечественную стала стратегической. В отсутствии  каких  бы  то
ни было  указаний  сверху  сама  жизнь  заставила  предпринимать  энергичные
усилия к тому , чтобы уйти от импортной зависимости в поставках тех  изделий
, без которых нефтяная промышленность не может  существовать.  Хотя  бы  для
того , чтобы вновь не отдавать на Запад с таким трудом заработанную  валюту.
Эту валюту  ,  следовало  бы  направить  непосредственно  на  инвестирование
добычи и переработку нефти , развитые системы  обеспечения  нефтепродуктами.
Ради этого и надо  было  налаживать  производство  необходимой  продукции  в
стране.
Ещё в 1992 г. были сделаны первые шаги  в  избранном  направлении  .  Так  в
Удмуртии  ,  на  АО  “Ижнефтемаш”   освоили   производство   цементировачных
агрегатов. В короткое время организовано  производство  штанговых  глубинных
насосов - одного из основных видов видов оборудования, без  которого  добыча
не возможна. Список предприятий  ,  которые  позволили  сравнительно  быстро
изменить ситуацию на отечественном рынке   нефтяного  оборудования  ,  можно
продолжать.
Может ли что-то помешать  дальнейшему  осуществлению  импортозамещения  тем,
кто уже приложил немало сил к решению этой проблемы ?
Да. И прежде всего то , что  российская  промышленность  выставляет  слишком
высокие цены на свою продукцию . Чёткая ценовая политика тем более  важна  ,
что  иных  рычагов  воздействия  на  нефтяные  компании  у  Минтопэнерго   и
правительства становится всё меньше.

Введение.

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой  индустрии,  включающая  разведкунефтяных и нефтегазовых месторождений,  бурение  скважин,  добычу  нефти  ипопутного газа, трубопроводный транспорт нефти По разведанным запасам нефтив 1992 году Россия  занимала  второе  место  в  мире  вслед  за  СаудовскойАравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов.Из них запасы России - 20,2 млрд.  т.  Запасы  бывшего  СССР  на  1991  годсоставляли 23,5 млрд. тонн. Если  учесть  низкую  степень  подтверждаемостипрогнозных запасов и еще большую долю месторождений с  высокими  издержкамиосвоения (из всех запасов нефти только 55% имеют  высокую  продуктивность),то  общую  обеспеченность  России  нефтяными   ресурсами   нельзя   назватьбезоблачной.Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов,  около40%   этого  прироста   будет   приходиться   на   долю   низкопродуктивныхместорождения с деб

Конструктор сайтовuCoz