|
…й промышленности. Волго-Уральская база . Вторая по значению нефтяная база - Волго-Уральская. Она расположена в восточной части Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей. Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до 3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Волго-Уральский район дает 24% нефтедобычи страны. Подавляющую часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают Татария, Башкирия Куйбышевская область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах Волго-Уральской нефтегазоносной области, поступает по нефтепроводам на местные нефтеперерабатывающие заводы, расположенные главным образом в Башкирии и Куйбышевской области, а также в других областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской). Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием свойств и состав вследствие многопластовой структуры месторождений. Но в целом она хуже нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина и серы, которая приводит к повышенной амортизации оборудования. Если коснуться особенностей в качестве, то следует выделить республику Коми, где ведется добыча тяжелой нефти шахтным способом, а также нефть Дагесстана, Чечни и Ингушетии с крупным содержанием смол, но незначительным серы. В ставропольской нефти много легких фракций, чем она ценна, хорошая нефть и на Дальнем Востоке. Итак, почти каждое месторождение, а тем более каждый из нефтегазоносных районов отличаются своими особенностями в составе нефти, поэтому вести переработку, используя какую-либо “стандартную” технологию нецелесообразно. Нужно учитывать уникальную структуру для достижения максимальной эффективности переработки, по этой причине приходиться сооружать заводы под конкретные нефтегазоносные области. Существует тесная взаимосвязь между нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью. Однако развал Советского Союза обусловил появление новой проблемы - разрыв внешних хозяйственных связей нефтяной промышленности. Россия оказалась в крайне невыгодном положении, т.к. вынуждена экспортировать сырую нефть ввиду дисбаланса нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности (максимальный объем переработки - 240 млн. тонн в год), в то время как цены на сырую нефть гораздо ниже, чем на нефтепродукты. Кроме того, низкая приспособляемость российских заводов, при переходе на нефть, ранее транспортировавшуюся на заводы республик, вызывает некачественную переработку и большие потери продукта. Тимано-Печерская база. Третья нефтяная база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации (Западная Сибирь и Уралоповолжье - 94%). Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано - Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Сегодня различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов с целью извлечь 730 млн. тонн нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации. Ведутся совместные разработки месторождений. Например, СП “Полярное сияние” с участием американской компании “Конако”, которое разрабатывает Ардалинское месторождение с запасами нефти более 16 миллионов тонн. В проект инвестировано 375 миллионов долларов, из которых 80 миллионов получили 160 российских компаний - поставщиков и подрядчиков. 71 процент всех доходов “Полярного сияния” остается в России, что делает контракт выгодным не только для иностранцев, но и для жителей Ненецкого автономного округа, получивших дополнительные рабочие места, и в целом всей Российской Федерации. Теперь, обобщив сказанное в данной главе, выделим главную особенность, проблему размещения нефтедобывающей промышленности России. Частично она уже была рассмотрена - это сверхвысокая концентрация нефтедобычи в ведущей нефтяной базе. Она имеет как раз преимущество для организации самой структуры промышленности, так создает целый комплекс проблем, среди которых, например, сложная экологическая обстановка в регионе. Особенно выделяется из них проблема дальней и сверхдальней транспортировки нефти и попутного газа, обусловленная объективной необходимостью в перевозке сырья от главного поставщика, восточных районов Российской Федерации, к главному потребителю - западной ее части. Характеристики и преимущества. Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому нефтеперерабатывающие заводы - основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Производительность в год - 90 млн. тонн нефти. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке). Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года. Развитие и размещение основных нефтепроводов. Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой в то время в мире по протяженности магистральный трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день. . К 1941 году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с сумарной годовой Общая протяженность магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275 тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом “Дружба” с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время. С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены слудующие нефтепроводы: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод “Дружба”. Общая протяженность нефтепроводов в СССР в 1973 году составила 42,9 тысяч км, а к 1987 году уже превысила 82 тыс. км. производительностью 7,9 млн. тонн. Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. В прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов: 1) на запад - нефтепровод “Дружба” от Альметьевска через Куйбышев - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белоруссию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением Горький - Ярославль - Кириши; 2) на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск. 3) на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты). Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут: 1) на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; 2) на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент; 3) на восток - Александровское - Анжеро - Судженск. Экспорт нефти . Для транспортировки нефти на запад используются, кроме того, трубопроводы Волго - Уральского района восточного направления. Из трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак - Самара; Ухта - Ярославль (Тимано - Печерская нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск- на-Амуре (Сахалин). За границу нефть экспортируется также при помощи трубопроводов (например, “Дружба”). Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т, нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена нефти на мировом рынке - приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть экспорта сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан вместе более 90%). Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в основном выгоден, однако есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны ближнего зарубежья. В самой же России в будущем предусмотрено создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако сейчас трубопроводный транспорт периживает тяжелые времена в связи с общим спадом в нефтяной промышленности. И ещё раз о проблемах . Проблемы сотрудничества, добычи, транспортировки и еще ряд других проблем уже рассматривался. Но я считаю необходимым добавить к сказанному следующее. Проблема обеспечения отечественной нефтяной отрасли машиностроительной продукцией существует. И она требует к себе специального внимания. Особенно беспокоит чрезвычайная зависимость от импорта машиностроительной продукции .В итоге отвлекаются большие средства, выручаемые от продажи нефти, требуется большая работа по организации закупок и реализации оборудования . Особый аспект анализируемой проблемы - поставки из Азербайджана. Ещё в 1990 г. Начавшееся там известное вооружённое противостояние привело к прекращению завоза оборудования на российские нефтепромыслы, что стало причиной резкого сокращения добычи нефти. Если учесть , что Азербайджан стал для нас вскоре заграницей, то технологическая зависимость России ещё более возросла. Проблемой импортозамещения в своё время серьёзно занялось Минестерство топлива и энергетики. Был даже издан приказ о разработке соответствующими подразделениями спец.программы , которая бы включала в себя конкретную номенклатуру изделий , подлежащих изготовлению на заводах России. В области материально-технического обеспечения задача замещения зарубежной продукции на отечественную стала стратегической. В отсутствии каких бы то ни было указаний сверху сама жизнь заставила предпринимать энергичные усилия к тому , чтобы уйти от импортной зависимости в поставках тех изделий , без которых нефтяная промышленность не может существовать. Хотя бы для того , чтобы вновь не отдавать на Запад с таким трудом заработанную валюту. Эту валюту , следовало бы направить непосредственно на инвестирование добычи и переработку нефти , развитые системы обеспечения нефтепродуктами. Ради этого и надо было налаживать производство необходимой продукции в стране. Ещё в 1992 г. были сделаны первые шаги в избранном направлении . Так в Удмуртии , на АО “Ижнефтемаш” освоили производство цементировачных агрегатов. В короткое время организовано производство штанговых глубинных насосов - одного из основных видов видов оборудования, без которого добыча не возможна. Список предприятий , которые позволили сравнительно быстро изменить ситуацию на отечественном рынке нефтяного оборудования , можно продолжать. Может ли что-то помешать дальнейшему осуществлению импортозамещения тем, кто уже приложил немало сил к решению этой проблемы ? Да. И прежде всего то , что российская промышленность выставляет слишком высокие цены на свою продукцию . Чёткая ценовая политика тем более важна , что иных рычагов воздействия на нефтяные компании у Минтопэнерго и правительства становится всё меньше. Введение.Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведкунефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти ипопутного газа, трубопроводный транспорт нефти По разведанным запасам нефтив 1992 году Россия занимала второе место в мире вслед за СаудовскойАравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов.Из них запасы России - 20,2 млрд. т. Запасы бывшего СССР на 1991 годсоставляли 23,5 млрд. тонн. Если учесть низкую степень подтверждаемостипрогнозных запасов и еще большую долю месторождений с высокими издержкамиосвоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность),то общую обеспеченность России нефтяными ресурсами нельзя назватьбезоблачной.Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около40% этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивныхместорождения с деб |
|